Образовательные стандарты


 

imgpreview.jpg


Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 г.Москва

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"



Опубликовано: 25 ноября 2013 года

Вступил в силу: 1 января 2014 года


Зарегистрирован в Минюсте РФ 13 января. Регистрационный номер 30384

Приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации: от 23 ноября 2009 года №655 "Об утверждении и введении в действие федеральных образовательных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"; от 20 июля 2011 г. №2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования".

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.

                                                                                                                    Министр Д.Ливанов


Основным в дошкольном образовании должна быть не подготовка к школе, а индивидуальное развитие каждого ребёнка.


         ФГОС ДО разработан в России впервые.Он вводится в соответствии с требованиями, вступающими в силу с 1 сентября 2013 года Федерального закона "Об образовании". Разработкой документа с 31 января 2013 года занималась группа из 30 человек во главе с директором Федерального института развития образования Александром Асмоловым. Его успели разработать всего за 3 месяца. По сути, новый стандарт в документальной форме устанавливает принципы содержания детей в детских садах для того, чтобы мог исполняться федеральный закон "Об образовании".

            "Если все образовательные программы определяются через приобретение тех или иных знаний, то здесь совершенно другое определение основной образовательной программы дошкольного образования. Впервые она определяется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей, а не как программа обучения детей" - говорит Асмолов.

             Члены рабочей группы отмечают, что одна из важнейших задач стандарта поддержка индивидуальности ребёнка и развитие его потенциала. По их словам, должно обеспечиваться многообразие содержания образовательных программ. Теперь они будут формироваться с учётом различных уровней сложности, которые будут зависеть от способностей ребёнка и его образовательных потребностей. Если он любит, например, рисовать, воспитатели должны будут сделать всё возможное, чтобы развить его способности, правда посоветовавшись с родителями.

              "Самое важное, что проходит через весь стандарт", - подчёркивается поощрение инициативы ребёнка, а взрослый лишь посредник, который поощряет эту инициативу", - говорит учёный секретарь специализированного диссертационного совета по социальной психологии, психологии развития и акмеологии при МГУ им.Ломоносова Ольга Карабанова.

                "Сейчас происходит разрушение культурной жизни детства. Давление школы на дошкольное образование недопустимо, его нужно оградить. В зависимости от возраста нужно обеспечить виды деятельности, освоив которые ребёнок сможет подготовиться к учебной деятельности. Главное, что он подойдёт с мотивацией - "хочу учиться". А не бессмысленно будет отличать букву "А" от буквы "В", поскольку это совершенно вне логики детского дошкольного развития. Знаковое опосредование, принятие ролевых позиций, развитие воображения, любопытство и любознательность - это ключевые моменты готовности детей к школе" - считает один из разработчиков стандарта, директор института социологии образования РАО Владимир Собкин.

                  Разработчики сделали акцент не на том, чтобы ребёнок перед походом в первый класс уже знал школьную программу, а на развитие способностей, которые соответствуют дошкольному возрасту, - к играм, рисованию, конструированию. Большое внимание должно уделяться развитию у ребёнка инициативности, его взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Социализация ребёнка - как он общается с другими детьми и воспитателями, занимается различной деятельностью - в новом стандарте дошкольного образования утверждается в качестве основного критерия развития ребёнка наравне с индивидуализацией.

                  ФГОС предполагает разработку дошкольной организацией программы обучения и воспитания.

                   Основная общеобразовательная программа предполагает:

1. Обязательную часть - обязательной является программа поддержки социализации и индивидуализации детей. Сюда входит объяснение основ поведения в быту, в природе, в обществе, формирование правил поведения на уровне "что такое хорошо и что такое плохо", восприятие окружающего мира.

2. Часть, которая будет формироваться участниками образовательных отношений. Будет включать программы развития в одной или нескольких областях.

                   "В этом стандарте наложено вето на образовательные результаты, которые получаются после введения этого документа". Установлено многообразие образовательных программ, что правильно. В основной части закладываются требования, которые будут ориентиром для разработчиков программ, чтобы вариативность и разнообразие программ не превратилось в хаос, чтобы любой желающий не мог разработать свою программу и начать заниматься с детьми", - объясняет Виталий Рубцов, председатель совета учебно-методического объединения вузов РФ по направлению "Психолого-педагогическое образование".

                    Ребенок по новому стандарту должен развиваться в четырёх образовательных областях: коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и в области физического  развития. Дети будут заниматься ходьбой, бегом, прыжками, лазаньем и т.д. Они будут играть, общаться со взрослыми и сверстниками, исследовать окружающий мир и экспериментировать с ним, слушать произведения фольклора и литературы, учиться конструировать, рисовать, лепить, петь, танцевать, учиться элементарной трудовой деятельности.

                   ФГОС учитывает интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Для них должны быть созданы адаптированные образовательные программы. В детских садах, где есть дети с ограниченными возможностями, должны работать ассистенты, которые будут оказывать детям необходимую помощь. Кроме того, в детском саду должны быть организованы групповые и коррекционные занятия.

                   Отдельно в стандарте прописано уважения педагога к их воспитанникам и то, что образовательный процесс должен учитывать интересы и возможности каждого ребёнка; прописана защита ребёнка от всех форм физического и психологического насилия.

                    Одна из ключевых позиций это разгрузка, т.е. численность детей, приходящихся на воспитателя. Необходимо создать нормальные условия, а не усиливать тенденцию "детский сад, как камера хранения ребёнка"  -  говорит Собкин. Хотя разработчики на презентации стандарта сообщили, что оптимальное колличество детей в группе детского сада 16 человек, как по международным нормам, так и по социологическим опросам российских воспитателей; точное колличество детей в одной группе в стандарте не прописано. Число воспитанников будет устанавливаться в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами.


Версия сайта для слабовидящих

Степаненко Елена 

      Анатольевна

   
            JRWI2335.jpg

Заведующая МБДОУ №28



© 2010 МБДОУ д/с № 28
Контактная информация

Адрес: р.Адыгея,385760, п. Первомайский, ул. Клубная д.12

Телефон:5-47-34